Приветствую друзья на сайте Он и Она. Как и обещала ранее, сегодня продолжим тему ораторства, а именно рассмотрим основы публичного выступления.
В процессе подготовке публичного выступления будущему оратору необходимо ответить себе самому на 8 главных вопросов:
1. Что говорить – информационная часть;
2. Как говорить – коммуникативная сторона;
3. Кто говорит – личностный компонент произнесения речи;
4. Кому говорить – учет особенностей будущей аудитории;
5. Зачем говорить – актуальность выступления, учет потребностей и интересов аудитории;
6. Где говорить – особенности пространства аудитории;
7. Когда говорить – время суток, время года и т. д.;
8. Сколько говорить – количество времени при выступлении.
Первое, что необходимо сделать перед предстоящим выступлением – это составить эффективный план речи, который будет состоять из 4-х последовательных шагов.
Первый шаг – определение конкретной цели выступления, которая будет отвечать интересам аудитории, и соответствовать ситуации.
Второй шаг – сбор, анализ и оценка материала, который будет использован в речи.
Третий шаг – организация изложения материала с учетом специфических особенностей аудитории.
Четвертый шаг – репетиция своего выступления.
Целью любого публичного выступления является определение реакции, которой оратор хочет добиться от аудитории, а варианты целей соответственно могут быть следующими:
информирование аудитории – изложение основных моментов;
пробуждение у аудитории интереса к содержанию выступления;
формирование отношения аудитории к высказанному;
достижение однозначного понимания того, что говорится выступающим слушателями;
призыв к действию, если он необходим;
завоевание доверия аудитории, так как доверие, является показателем того, насколько слушающие воспринимают говорящего, как человека авторитетного в своих знаниях, честного в изложении и обаятельного в коммуникации с людьми;
развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение.
Когда формулируется тема выступления необходимо понимать и различать понятия “предмет” и “тема” выступления. Предмет – это определенные знания и в определенной области знаний, центральное понятие. Тема – это уже конкретный аспект предмета, который является актуальным в настоящее время и находится в центре обсуждения. Самой главной задачей выступающего является выбор темы, а ее можно найти, проанализировав интересы и потребности аудитории.
Способами определения цели публичного выступления могут являться следующие:
1. фиксирование примерной цели речи, которая будет выражать желаемую реакцию слушателей;
2. составление полного предложения, которое будет характеризовать реакцию слушателей, формулирование ожиданий оратора;
3. обозначение идеи речи: в цели должна содержаться только одна идея;
4. формулирование основных тезисов выступления; тезис – это высказывание, которое содержит конкретику составляющих речи в поддержку намеченной цели, в нем представляется цель выступления, которое формулируется в одном предложении.
В самом процессе публичного выступления существует самая простая этапность и про нее всегда необходимо помнить и учитывать.
Этих этапов всего три:
1. Вступление;
2. Содержание речи;
3. Заключение.
Если у слушателей возник интерес к теме выступления, а оратор не совсем понятно донес свои идеи, то тогда аудитория начнет задавать вопросы, корректируя тем самым, дополняя, а возможно и полностью изменяя ход и смысл самого выступления. И вот тогда возможно появление четвертого этапа – это ответы на интересующие вопросы слушателей. Ну, а ваша задача, как успешного оратора донести именно тот смысл, который вы изначально заложили в основу своего выступления.
С уважением,
Отличный пример публичного выступления
Полезно. Будем применять. Спасибо!
[Ответить]
Елена Бугачевская ответила:
Август 5th, 2013 at 2:42 пп
Спасибо и Вам Олег. Рада, что статья пригодилась.
[Ответить]
Спасибо за статью, есть над чем работать и работать
[Ответить]
Елена Бугачевская ответила:
Октябрь 7th, 2014 at 7:09 дп
Спасибо и Вам, Алексей.
[Ответить]